Выбираем правильный холст
С чего начинается живопись? С холста. Правильно выбранный для картины материал сделает её лучше, тогда как неверно подобранный холст может испортить весь замысел.
Холст для живописи — вовсе не означает какую то определённую конкретную ткань — единственно пригодную для использования художником. Холсты могут различаться упругостью, прочностью и способностью сохранять исходное состояние при изменении температуры и влажности воздуха. Прочность холста зависит от прядения, качества и исходного материала нити. Для использования в живописи пригодны различные ткани, которые могут вырабатываться из растительных или синтетических волокон.
Холсты должны быть небелёными (так как отбеливание холстов, как правило, неблагоприятно воздействует на их прочность), плотными, ровного плетения, с нитями однородной толщины, без узлов и других неровностей на поверхности ткани — обрывов, торчащих нитей, остатков костры. При приобретении холста для живописи важно обратить также внимание на отсутствие на нём ткацких дефектов, так как они не только портят визуальное восприятие готовой картины, но и, усложняют процесс написания работы, а также, в некоторых случаях способствуют быстрому старению картины.
Наиболее часто используются художниками следующие ткани:
- Льняной холст — имеет сероватый или желтоватый цвет. Обладает наивысшей прочностью и наибольшей стойкостью к влиянию влаги и перепадам температур. Волокно льна в гораздо меньшей степени, чем другие материалы способно к структурным изменениям под воздействием внешних механических воздействий, что позволяет льняному холсту сохранять свою фактуру, имеющую важное значение для живописи. Льняной холст может быть изготовлен из длинного волокна, или же из отходов первичной обработки пряжи. Во втором случае холст получается с менее равномерной фактурой, содержащей утолщения узелки и остатки костры
- Полотно суровое (бортовка) вырабатываемое из очёса и короткого волокна, непрочно и легко деформируются. Кроме того, в процессе производства полотно суровое обрабатывается кислотой, поэтому имеет повышенную кислотность, что отрицательно сказывается на его прочности. Неравномерные нити требуют после проклейки специальной зачистки, это нарушает крепость холста, приводит к неравномерному напряжению основы проклейки и грунта. Именно в напряжённых участках на проклейке и грунте трещины возникают раньше, чем в остальной плоскости. Таким образом, грунт свободно пропускает связующее краски на оборотную сторону холста. Такие холсты для живописи малопригодны, так как не обеспечивают хорошей сохранности картины.
- Хлопчатобумажный холст изготавливают из пряжи, получаемой из семян хлопчатника. Имеет кремово-белый цвет. По прочности значительно уступает льняным тканям. Хорошо поглощает влагу, подвержен гниению и заплесневению. Натянутый на подрамник через некоторое время провисает. Для живописных целей не рекомендуется.
- Синтетический холст вырабатывается из пряжи, нить которой получают из полиэстера. Он прочен, весьма стоек, не подвержен гниению, независим от влажности окружающей среды. Однако его сложно однозначно назвать идеальным материалом для живописи, потому что синтетический холст пока не прошёл испытание временем.